Mercedes-benz
Сервис и обслуживание
Большая информационная база по техническому сервисному обслуживанию Mercedes-Benz
Mercedes-Benz Vito 1995-2002

7.2.11 валы, опора и гидравлические толкатели клапанов - снятие, осмотр и установка

Распределительные валы, опора и гидравлические толкатели клапанов - снятие, осмотр и установка

Снятие

Примечание. При необходимости состояние толкателей клапанов можно проконтролировать без снятия распределительного вала. При установке распределительного вала может понадобиться комплект новых упорных шайб для регулировки осевого люфта вала.

1 Снимите звездочку распределительного вала выпускных клапанов. Убедитесь в том, что цепь привода остается в зацеплении со звездочками коленчатого вала и топливного насоса, и привяжите ее проволокой.

2 Перед снятием валов важно обратить внимание на то, что опора валов крепится непосредственно к головке цилиндров при помощи двух болтов, расположенных в гнездах под крышками подшипников 2 и 4 для 4-цилиндровых двигателей или под крышками подшипников 2 и 5 для 5-цилиндровых двигателей. На моделях, изготовленных до сентября 1994 года, болты устанавливались на заводе при изготовлении двигателя; на поздних моделей эти болты не устанавливаются и их необходимо приобрести дополнительно перед снятием распределительных валов. 

Примечание. Если не установить эти болты, то масло может попасть в отверстия для форсунок. В этом случае опору необходимо снять и заменить уплотнения для форсунок.

3 Крышки подшипников валов пронумерованы, начиная от цепи привода. Осмотрите крышки подшипников и убедитесь в наличии меток. В случае отсутствия меток нанесите их маркером или кернером.

4 На моделях, изготовленных после сентября 1994 года, необходимо ввернуть болты крепления опоры валов следующим образом: 

Примечание. Болты могут быть установлены постоянно. Крышки подшипников, которые необходимо снять для установки болтов, должны быть установлены обратно перед дальнейшей процедурой разборки.

4-цилиндровый двигатель

а) Постепенно ослабьте затяжку и отверните болты крышек подшипников 2 и 4 (рис. 4).

1 Болт крепления звездочки; 2 Звездочка вала выпускных клапанов; 3 Вал и шестерня выпускных клапанов; 4 Вал и шестерня впускных клапанов; 5 Крышка подшипника; 6 Опора валов

Рис. 4. Компоненты распределительных валов

б) Снимите крышки подшипников 2 и 4, запомнив их положение. Обратите внимание, что крышки установлены на штифтах. Если крышки не снимаются, осторожно простучите по ним сбоку деревянным молотком.

в) Вставьте два болта (М7х41) в отверстия с углублением и постепенно затяните их требуемым моментом.

г) Очистите и установите крышки подшипников 2 и 4, затем постепенно затяните их требуемым моментом.

5-цилиндровый двигатель

а) Постепенно ослабьте затяжку и отверните болты крышек подшипников 2 и 5.

б) Снимите крышки подшипников 2 и 5, запомнив их положение. Обратите внимание, что крышки установлены на направлявших штифтах. Если крышки не снимаются, осторожно простучите ее деревянным молотком.

в) Вставьте два болта (М7х41) в отверстия с углублением и постепенно затяните их требуемым моментом.

г) Очистите и установите крышки подшипников 2 и 5, затем постепенно затяните их требуемым моментом.

5 Постепенно ослабьте затяжку болтов крышек подшипников в указанном ниже порядке, затем снимите распределительные валы.

Предупреждение: Чтобы не повредить распределительный вал,  ослаблять болты крепления крышек подшипников следует в строго определенном порядке.

4-цилиндровый двигатель

а) Постепенно отпустите, а затем выверните болты крышек подшипников 1,3 и 5.

б) Снимите крышки подшипников 1, 3 и 5 и сложите их в определенном порядке. Учтите, что крышки подшипников установлены на штифтах В случае прихватывания слегка постучите по крышкам молотком с мягким бойком.

в) Постепенно отпустите болты крышек подшипников 2 и 4 (поворачивая их не более, чем на один оборот за раз) до полного устранения давления на распределительный вал. Соблюдайте осторожность, не допускайте неравномерной нагрузки на вал.

г) Снимите крышки 2 и 5 и сложите их в определенном порядке.

д) Аккуратно снимите распределительные валы с опоры и выньте шайбы из корпуса подшипника 3.

5-цилиндровый двигатель

а) Постепенно отпустите, а затем выверните болты крышек подшипников 1,3,4 и 6.

б) Снимите крышки подшипников 1, 3, 4 и 6 и сложите их в определенном порядке. Учтите, что крышки подшипников установлены на штифтах В случае прихватывания слегка постучите по крышкам молотком с мягким бойком.

в) Постепенно отпустите болты крышек подшипников 2 и 5 (поворачивая их не более, чем на один оборот за раз) до полного устранения давления на распределительный вал. Соблюдайте осторожность, не допускайте неравномерной нагрузки на вал.

г) Снимите крышки 2 и 5 и сложите их в определенном порядке.

д) Аккуратно снимите распределительные валы с опоры и выньте шайбы из корпуса подшипника 3.

6 Выньте трубки форсунок из опоры валов, запомнив расположение фиксаторов.

Осмотр

7 Тщательно очистите распределительные валы и подшипники.

8 Осмотрите шейки валов и кулачки и убедитесь в отсутствии следов износа, заедания, царапин или других повреждений. При необходимости замените соответствующий распределительный вал. Износ вала может быть вызван засорением маслоподводящих отверстий в головке цилиндров. Тщательно осмотрите эти отверстия и убедитесь в отсутствии засорения.

9 Для проверки осевого люфта идеальным вариантом является снятие опоры валов. После этого установите каждый вал со своими шайбами. При помощи стрелочного индикатора измерьте осевой люфт и сравните его с Техническими данными. В случае чрезмерного зазора замените шайбы.

10 Осмотрите поверхности подшипников и их крышек и убедитесь в отсутствии задиров и питтинга. При необходимости замените неисправные компоненты в комплекте с распределительными валами.

Установка

11 На моделях, выпускаемых с сентября 1994 года, болты, установленные в п. 4, должны оставаться на месте.

12 Установите трубки форсунок в опору валов и совместите фиксирующие выступы с соответствующими пазами.

13 Смажьте шейки валов, а также подшипники и их крышки чистым моторным маслом. Кроме того, смажьте гидравлические толкатели.

14 Установите вал впускных кулачков с левой стороны опоры вместе с шайбами, затем установите вал выпускных кулачков с шайбами. Убедитесь, что метки на шестернях валов находятся в положении ВМТ.

15 Установите крышки подшипников и заверните болты крепления в определенном порядке.

Предупреждение: Чтобы не повредить распределительный вал, затягивать болты крепления крышек подшипников следует строго в указанном порядке.

4-цилиндровый двигатель

а) Установите крышки подшипников 2 и 4. Затем установите болты и постепенно затяните их (поворачивая не более, чем на один оборот за раз). Соблюдайте осторожность, чтобы не допустить неравномерного давления на распределительный вал во время заворачивания болтов.

б) Установите крышки подшипников 1, 3 и 5 и затяните болты требуемым моментом.

5-цилиндровый двигатель

а) Установите крышки подшипников 2 и 5. Затем установите болты и постепенно затяните их (поворачивая не более, чем на один оборот за раз). Соблюдайте осторожность, чтобы не допустить неравномерного давления на распределительный вал во время заворачивания болтов.

б) Установите крышки подшипников 1, 3, 4 и 6 и затяните болты требуемым моментом.

16 Установите звездочку вала выпускных кулачков.

Опора валов и гидравлические толкатели

Снятие

17 Снимите распределительные валы. Эта процедура включает в себя снятие крышки распределительных валов и трубок форсунок.

18 Выньте палец верхнего успокоителя цепи из головки цилиндров. Фирма Мерседес рекомендует использовать для этой цели специальный съемник, однако, аналогичное приспособление можно изготовить из длинного болта, шайб, гайки и отрезка трубы. Наденьте трубу на палец, наверните гайку на болт, наденьте шайбы и вверните болт в палец. После этого вращайте гайку до полного извлечения штифта.

19 Отверните два болта и снимите опору валов с головки цилиндров. Выньте 4 уплотнения для 4-цилиндровых двигателей или 5 - для 5-цилиндровых. Исправные толкатели не должны выпадать из опоры при ее снятии.

20 При необходимости выньте установочные штифты из головки цилиндров.

21 Подготовьте емкость с 16 отделениями и наполните ее чистым моторным маслом. Номер отделения должен соответствовать номеру гидравлического толкателя. Выньте по очереди все толкатели из опоры и уложите их в соответствующие отделения.

Осмотр

22 Очистите опору валов и головку цилиндров, затем осмотрите их и убедитесь в отсутствии повреждений.

Гидравлические толкатели - проверка после снятия

23 Работоспособность толкателей можно проверить следующим образом:

а) Надавите на плунжер притупленным инструментом, например деревянной ручкой молотка, и держите его под давлением в течение 10 секунд

б) Следите за перемещением плунжера при нажатии.

в) Последовательно повторите эту процедуру для всех клапанов.

д) Если какой-либо плунжер имеет большее смещение, чем другие, узел толкателя необходимо заменить.

24 Проверьте толкатели и расточки под толкатели в опоре на наличие износа или повреждений. При наличии чрезмерного износа или значительных повреждений замените толкатель или опору.

Толкатели клапанов - проверка после установки

25 Запустите двигатель и прогрейте его до нормальной рабочей температуры. Проверьте давление масла. Остановите двигатель.

26 Снимите крышку распределительного вала. Будьте осторожны - двигатель горячий!

27 Проворачивайте коленчатый вал по часовой стрелке до момента выхода поршня №1 в ВМТ и совмещения меток коленчатого вала и распределительных валов.

28 Убедитесь в том, что клапаны полностью закрыты. При этом кулачки должны быть направлены вверх Слегка надавите предметом из твердой древесины или мягкого металла на толкатель клапана №1, расположенного в передней части головки блока.

29 Удерживая толкатель в нажатом состоянии, измерьте щупом зазор между толкателем и кулачком.

30 Если зазор превышает допустимое значение, толкатель необходимо заменить.

31 Проворачивая коленчатый вал, повторите эту процедуру для остальных толкателей. Контролировать зазор нужно при полном закрытии соответствующего клапана. При этом кулачок должен быть направлен вверх

Предупреждение: Нельзя проворачивать двигатель за болт звездочки распределительного вала, в также вращать его против часовой стрелки.

32 После проверки всех толкателей установите крышку распределительного вала.

Установка

33 Смажьте отверстия под толкатели чистым моторным маслом, затем установите их на свои места.

34 Установите направляющие штифты в головке цилиндров.

35 Установите новые уплотнения на головке цилиндров и опустите опору валов. Вставьте два болта крепления опоры и постепенно затяните их требуемым моментом.

36 Нанесите герметик на палец верхнего успокоителя цепи и вставьте его в головку цилиндров.

37 Установите распределительные валы.

Статьи и публикации
[»]
15.10.2009 10:47
Mercedes-Benz C-класса 4Matic
Они в своем уме? А если в своем, то почему решили выпустить нас на закрученную, покрытую снегом дорогу — почти скоростной раллийный участок? И на каких машинах — на серийных Мерседесах
15.10.2009 10:44
Mercedes-Benz CLC
Сначала я внимательно перечитал пресс-релиз про Mercedes-Benz CLC. Потом — еще раз. Ни слова о том, на какой платформе построена эта трехдверка! Может, на базе нового С-класса серии W204? В
15.10.2009 10:41
Mercedes GLK
Пару лет назад нам казалось, что среднеразмерный мерседесовский кроссовер будет называться Mercedes MLK и станет миниатюрной копией элегантного Мерседеса ML. Но индекс нового Мерседеса начинается
Показать все статьи