Mercedes-benz
Сервис и обслуживание
Большая информационная база по техническому сервисному обслуживанию Mercedes-Benz
Mercedes-Benz Vito 1995-2002

7.3.19 вал - установка и контроль рабочего зазора коренных подшипников

Коленчатый вал - установка и контроль рабочего зазора коренных подшипников

Подбор новых вкладышей подшипников

1 Если коленчатый вал находится в хорошем состоянии и будет устанавливаться на двигатель, приобретите вкладыши номинального диаметра.

2 Если производилась шлифовка шеек коленчатого вала, приобретите вкладыши ремонтного размера.

Контроль рабочего зазора коренных подшипников

3 Контроль рабочего зазора коренных подшипников можно производить со старыми вкладышами подшипников. Однако более надежные результаты дает контроль с новыми вкладышами подшипников.

4 Очистите тыльную сторону вкладышей и поверхностей под вкладыши в блоке цилиндров/картере и крышках коренных подшипников.

5 Вдавите вкладыши подшипников на их места так, чтобы выступ на каждом вкладыше вошел в вырез на блоке цилиндров/картере или крышке коренного подшипника (рис. 5). Будьте аккуратны - не касайтесь поверхностей подшипников пальцами. При установке старых вкладышей следите за тем, чтобы они оказались на своих прежних местах. Обратите внимание, что вкладыши с масляными канавками устанавливаются в блок цилиндров, а гладкие вкладыши устанавливаются в крышки подшипников.

Рис. 5. Выступ (показан стрелкой) на каждом вкладыше должен входить в вырез на крышке коренного подшипника

6 Рабочий зазор в коренных подшипниках можно определить одним из двух способов.

7 Для определения зазора первым способом необходим специальный измерительный инструмент -  нутромер или штангенциркуль для измерения внутренних и наружных диаметров. Вставьте вкладыши и соберите коренные подшипники (без коленчатого вала), затяните болты крышек требуемым моментом. Измерьте внутренний диаметр каждого подшипника. Измерьте также диаметры каждой соответствующей шейки коленчатого вала. Значение рабочего зазора определяется как разность между измеренными диаметрами подшипника и соответствующей шейки коленчатого вала. 

8 Второй способ (более точный) требует использования специального пластикового индикатора (Plastigauge). Он содержит тонкую пластиковую нить, которая зажимается между вкладышем и шейкой. После снятия вкладышей толщину деформированной пластиковой нити, т.е. зазор в подшипнике, можно измерить с помощью специального шаблона, входящего в комплект индикатора. Ниже излагается последовательность измерения зазора вторым способом.

9 Установите на место верхние вкладыши коренных подшипников, после чего осторожно вложите в блок коленчатый вал. Не пользуйтесь никакой смазкой - коренные шейки и вкладыши подшипников должны быть совершенно чистыми и сухими.

10 Отрежьте несколько кусков от пластиковой нити (они должны быть чуть короче ширины коренных подшипников). Затем положите по одному из отрезанных кусков на каждую шейку вдоль оси вала (рис. 10).

Рис. 10. Пластиковый индикатор, уложенный на шейку коленчатого вала

11 Вложите вкладыши в крышки коренных подшипников и установите крышки на место. Начиная со среднего подшипника и двигаясь к концам вала, затяните болты крышек требуемым моментом. Старайтесь не сбить с места пластиковые нити и не вращайте коленчатый вал в течение этой операции.

12 Выверните болты крышек коренных подшипников, складывая их в определенном порядке. Будьте осторожны, не повредите измерительную нить и не вращайте коленчатый вал. При залипании крышки постучите по ней молотком с мягким бойком.

13 Для определения рабочего зазора коренных подшипников сравните ширину расплющенной нити с шаблоном, входящим в набор (рис. 13). Сравните полученное значение с Техническими данными (в начале данной главы).

Рис. 13. Измерьте ширину деформированной нити с помощью шаблона

14 Причиной значительного отклонения зазора от требуемого может быть несоответствие номинального размера вкладышей Вашему двигателю или просто значительный износ вкладышей (если были установлены ранее работавшие вкладыши). Перед тем как принять решение о приобретении вкладышей другого размера, убедитесь в отсутствии грязи или масла между вкладышами и расточками под подшипники в блоке и в крышках. Если концы деформированной нити имеют разную ширину, значит, шейка коленчатого вала имеет конусность.

15 При отклонении зазора от регламентируемого значения используйте полученное показание для выбора толщины вкладышей подшипников из имеющегося размерного ряда.

16 При необходимости приобретите вкладыши требуемого типоразмера и повторите процедуру контроля рабочего зазора, изложенную выше.

17 В завершении аккуратно соскоблите остатки пластиковой нити с коленчатого вала и вкладышей подшипников ногтем или пластиковым скребком, чтобы не поцарапать поверхности подшипников.

Окончательная установка коленчатого вала

Примечание. При установке настоятельно рекомендуется заменить болты крышек коренных подшипников.

18 Еще раз осторожно извлеките коленчатый вал из блока цилиндров.

19 Убедитесь в том, что сопла для разбрызгивания масла установлены на свои места в блоке цилиндров.

20 Установите вкладыши подшипников на свои места (описание см. выше). При установке новых вкладышей смойте с них керосином защитную смазку. Вытрите насухо шатуны и вкладыши тряпкой без ворса. Обильно смажьте все вкладыши подшипников в блоке цилиндров/картере и крышках чистым моторным маслом (рис. 20,а,б).

Рис. 20,а. Установите вкладыши коренных подшипников...

Рис.20,б. ... и смажьте их чистым моторным маслом

21 Аналогичным способом установите верхние половинки упорных шайб на соответствующие места в блоке цилиндров, учитывая следующее (рис. 21).

Рис. 21. Установите верхние половины упорных шайб

а) На 4-цилиндровых двигателях - центральный (№3) коренной подшипник.

б) На 5-цилиндровых двигателях - коренной подшипник №4.

22 Установите коленчатый вал на место (рис.22).

Рис. 22. Опустите коленчатый вал в картер

23 Смажьте все нижние вкладыши в крышках коренных подшипников чистым моторным маслом. Убедитесь в том. что выступы на вкладышах входят в соответствующие выемки крышек (рис. 23,а,б).


Рис. 23,а. Установите вкладыши в крышки коренных подшипников...

Рис. 23,б. ... и смажьте их чистым моторным маслом

Для удержания половинок упорной шайбы на месте установки нанесите на них немного консистентной смазки

24 Установите крышки коренных подшипников на их места, следя за их правильной ориентацией по меткам. Убедитесь в том, что половинки упорных шайб установлены правильной стороной на соответствующие крышки подшипников (рис. 24,а,б).

Рис. 24,а. Установите половинку упорной шайбы на крышку коренного подшипника (для удержания шайбы при установке нанесите на нее немного смазки)

Рис. 24,б. Установка крышки коренного подшипника №3

25 Слегка смажьте резьбу болтов крышек коренных подшипников. Затем установите болты (рис. 25,а,б). Не забудьте (где есть) установить на место кронштейн маслозаборной трубы масляного насоса и закрепить его соответствующими болтами так, как он стоял до разборки. Вверните болты пока от руки.

Рис. 25,а. Смажьте резьбу болтов крышек коренных подшипников

Рис. 25,б. ... и вставьте их

26 Начиная со среднего подшипника и двигаясь к концам вала, затяните болты крышек требуемым моментом в несколько приемов, как указано в Технических данных (рис. 26,а,б). При затяжке болтов на требуемый угол применяйте инструмент с угловой шкалой. При отсутствии такого инструмента перед затяжкой нанесите метки белой краской на болт и крышку. Затягивайте болт до совмещения меток, что соответствует его повороту на определенный угол.

Рис. 26,а. Затяните болты крышек коренных подшипников требуемым усилием

Рис. 26,б. Доверните болты не требуемый угол

27 Убедитесь в том, что коленчатый вал поворачивается свободно.

28 Установите новую заднюю манжету коленчатого вала в корпус. Затем установите корпус на новую прокладку или подходящий герметик (в зависимости от исполнения).

29 Установите шатунно-поршневые группы.

30 Установите маховик/планшайбу, звездочку коленчатого вала, цепь привода распределительных валов, крышку привода распределительных валов и поддон.

Статьи и публикации
[»]
15.10.2009 10:47
Mercedes-Benz C-класса 4Matic
Они в своем уме? А если в своем, то почему решили выпустить нас на закрученную, покрытую снегом дорогу — почти скоростной раллийный участок? И на каких машинах — на серийных Мерседесах
15.10.2009 10:44
Mercedes-Benz CLC
Сначала я внимательно перечитал пресс-релиз про Mercedes-Benz CLC. Потом — еще раз. Ни слова о том, на какой платформе построена эта трехдверка! Может, на базе нового С-класса серии W204? В
15.10.2009 10:41
Mercedes GLK
Пару лет назад нам казалось, что среднеразмерный мерседесовский кроссовер будет называться Mercedes MLK и станет миниатюрной копией элегантного Мерседеса ML. Но индекс нового Мерседеса начинается
Показать все статьи