6.1 Вариатор (CVT-бесступенчатая трансмиссия)
Вариатор (CVT-бесступенчатая трансмиссия)
На типе 169 предыдущая автоматическая коробка передач заменяется на бесступенчатую трансмиссию. Она устанавливается на все варианты двигателей как дополнительное оборудование.
Вариатор имеет следующие обозначения:
CVT-Вариатор
Новая бесступенчатая автоматическая коробка передач „Autotronic" для переднего привода базируется на CVT концепции уже давно известного принципа "вариатор". По этому принципу коэффициент передачи между самой короткой и самой длинной передачей может бесступенчато изменяться. Крутящий момент от двигателя передается не ступенчато, а постоянно. Поэтому бесступенчатая передача наилучшим образом подходит для передачи энергии.
Режим эксплуатации
Снижение расхода топлива и токсичности отработавших газов достигается за счет:
* Дальнейшего расширения области использования блокировки гидротрансформатора
* Оптимизации КПД механики и гидравлики
* Использование большого количества передаточных чисел
* Эксплуатация в оптимальной области расхода топлива
Комфорт достигается за счет:
* Отсутствия ступенчатого переключения передач
* Снижения частоты вращения двигателя при равномерном движении а/м
* Бесступенчатой поддержки торможением двигателем при съезде с горы
* Выбора оптимального передаточного числа при движении в гору Лучшие мощностные характеристики достигаются за счет:
* Процесса переключения без прерывания потока мощности
* Эксплуатации в оптимальном диапазоне мощности
CVT-принцип действия
Основой бесступенчатой трансмиссии является вариатор. Благодаря вариатору процесс переключения передач происходит бесступенчато. Двигатель может быть ориентирован на мощностной или экономичный режим и всегда работать в оптимальном режиме эксплуатации.
Вариатор состоит из двух пар конических шкивов, первичной и вторичной пары.
Обе пары шкивов связаны друг с другом стальной гибкой лентой, лента служит в качестве элемента, передающего крутящий момент. Один из конических шкивов каждой пары подвижен. Благодаря электрогидравлическому управлению изменяется не только передаточное отношение, но и сила натяжения стальной ленты, соответствующая измеряемому в коробке передач крутящему моменту. Для этого определяется с помощью датчиков в коробке передач входная частота вращения, частота вращения вторичной пары шкивов и выходная частота вращения.
Сила натяжения ленты, таким образом, никогда не бывает существенно выше, чем этого требует передаваемый крутящий момент. Это значительно улучшает КПД.
Расположение деталей
1. Вариатор
2. Масляный радиатор
3. Селектор выбора передач (EWM)
Расположение деталей в вариаторе
1 - Подвижные диски шкива с гибким стальным ремнем
2 - Простой планетарный ряд с многодисковой муфтой
3 - Храповик для удержания автомобиля на стоянке
4 - Электрогидравлический блок управления
5 - Масляный насос
6 - Гидротрансформатор
Управление Функция Shift-Lock
Обозначение "Shift-Lock" охватывает все функции, которые дополнительно к стояночному тормозу предупреждают непреднамеренное откатывание автомобиля:
* Блокировка селектора выбора передач в положении "P"
* Блокировка ключа зажигания
* Блокировка выходного вала АКПП на парковке
Функция Shift-Lock позволяет вывести селектор из положения "P" только, если ключ повернут в положение "Зажигание" и нажата педаль тормоза.
При включении зажигания при нажатой на педали тормоза и распознавании положения "P" рычага управления АКП электронный модуль рычага управления АКПП подает напряжение на запирающий электромагнит.
Запирающий магнит освобождает рычаг и позволяет, таким образом, выбрать передачу, переставив рычаг из положения "P"
Чтобы убедиться, что после остановки автомобиля рычаг управления АКПП находится в положении "P, " ключ зажигания можно вытянуть из замка зажигания только когда он находится в положении "0", а рычаг в положении "Р" (функция блокировки ключа зажигания).
Блокировка автомобиля происходит механически через блокировку
Программы движения
В стандартной программе оценивается активность водителя (распознавание типа водителя) и при определении агрессивного стиля вождения выбирается стратегия движения позволяющая в большей мере использовать запас мощности.
Кроме программы кик-дауна осатальные программы движения активируется с помощью электронного модуля рычага управления АКПП EMW (N15/5). Актуальная программа движения индицируется на мультифункционном дисплее комбинации приборов (A1).
Благодаря планетарному ряду задней передачи происходит изменение направления вращения выходного вала АКПП, что позволяет получить передачу заднего хода.
Программы движения делятся на:
* Стандартную программу (S)
* Комфортную программу (C)
* Программу ручного режима (M)
* Программу кик-дауна
Передача крутящего момента
Крутящий момент от двигателя передается через гидротрансформатор на входной вал АКПП, первичная пара шкивов воспринимает момент от входного вала и через гибкую стальную ленту передает его на вторичную пару шкивов. Затем через простой планетарный ряд с многодисковой муфтой крутящий момент передается на внутренний вал. И далее крутящий момент предается через две пары зубчатых колес на дифференциал.
Смена между передачами переднего и заднего хода происходит благодаря включению многодискового тормоза в АКПП.
1 - Приводной вал
2 - Привод масляного насоса
3 - Трансформатор с муфтой блокировки
4 - Дифференциал
5 - Стальной гибкий ремень
6 - Вторичная пара шкивов
7 - Выходной вал
8 - Планетарный ряд
9 - Первичная пара шкивов
Изменение передаточного числа
В новой АКПП изменение передаточного числа происходит не благодаря включению различных пар шестерен, а бесступенчато, благодаря перемещению конических шкивов, в соответствии с актуальным режимом эксплуатации.
При максимальном передаточном числе i= 13,21 и минимальном в i= 2,06, отношение между ними составляет 6,42, что значительно больше, чем у стапенчатых АКПП.
Бесступенчатое изменение передаточного отношения реализуется с помощью первичной и вторичной пары шкивов. Крутящий момент первичной и вторичной пары шкивов передается через гибкую металлическую ленту, проходящую между коническими шкивами каждой пары. Первичная и вторичная пары шкивов состоят из неподвижных и подвижных шкивов, при этом подвижный шкив передвигается в продольном направлении с помощью гидравлического элемента, чтобы давление сжатия ленты и передаточное отношение бесступенчато варьировались.
Указание!
Передаточное отношение определяется с помощью датчика частоты вращения в электрогидравлическом блоке управления.
Благодаря управлению давлением передвижным шкивом вторичной пары шкивов в электрогидравлическом блоке и непосредственной подаче масла для управления вариатором гарантируется быстрая адаптация передаточного отношения к дорожным условиям.
6 - Стальная гибкая лента
7 - Вторичный подвижный шкив
8 - Вторичный неподвижный шкив
9 - Простой планетарный ряд с многодисковым тормозом
10 - Подвижный первичный шкив
11 - Неподвижный первичный шкив
Блокировка при парковке
Стояночный тормоз должен механически предотвращать откатывание автомобиля.
Дополнительно откатывание автомобиля предотвращает механическая блокировка АКПП при парковке.
В положении "P" рычага управления АКПП соединительная штанга давит на защелку, блокирующую храповик удержания автомобиля на стоянке. Если зуб защелки на стоящем автомобиле не попал в падину между зубьями храповика, то сжимается пружина с помощью конуса и она находится в заряженном состоянии. Если храповик провернется дальше, то зуб защелки зайдет в зацепление со следующей впадиной храповика.
Чтобы избежать неправильного использования, впадины расположены таким образом, что зуб защелки может защелкнуться только на стоящем или медленно ползущем автомобиле. Если автомобиль катиться быстрее, то благодаря наклону зубьев защелка не войдет в зацепление с храповиком.
2 - Защелка
3 - Храповик
4 - Соединительная тяга
5 - Конус
6 - Пружина
Сетевая организация
A1 Комбинация приборов
B37 Датчик педали газа
N3/9 Блок управления двигателем SIM 266
N3/10 Блок управления двигателем CRA
N15/5 Блок управления EWM
N47-5 Блок управления ESP
Y3/9n1 Блок управления CVT
Обслуживание, диагностика, ремонт, буксировка
Обслуживание
Для вариатора установлены следующие межсервисные интервалы: Замена масла каждые 60.000 км
Внутренний фильтр каждые 60.000 км
Наружный фильтр не меняется
Промывка каждые 60.000 km
(при замене масла без сливного отверстия в трансформаторе)
Количество масла 6,9 л для новой АКП
5,9 л при замене масла
Специнструмент щуп W168 589 01 21 00
Электропитание / электрические предохранители
Обозначение блока управления. Блок управления CVT (y3/9n1)
Предохранитель F55/3f27 Кл. 87 10 A
Обозначение блока управления блок управления EWM (N15/3)
Предохранитель F55/3f26 Кл. 87 7,5 A
Условия проверки Холостой ход
Температура масла в АКП 80°C
Уровень масла между метками 5 - 7
Активирование аварийного режима для сохранения работоспособности АКПП:
Сообщение на дисплее |
Возможные причины/следствия |
Возможные решения для сохранения работоспособности |
АКПП посетите мастерскую |
Автомобиль с АКПП: На дисплее дополнительно к индикации включенной передачи появляется F Безопасность использования АКПП не может быть гарантирована . |
* Остановитесь * Переведите рычаг в положение P * Заглушите двигатель * Подождите минимум 10 сек, прежде чем снова запустить двигатель * Переведите рычаг в положение D или R * Осторожно продолжите движение дальше * Предоставьте автомобиль для проверки на СТО |
Буксировка автомобиля возможна не боле чем на 50 км.
Скорость буксировки не должна превышать 50 км/ч, иначе АКПП может быть повреждена.